>> Кайт-магазин >> Кайтинг / Типы кайтинга / Типы спортивных кайтов / Кайтинг в Киеве


Один из самых больных и самых насущных вопросов, задаваемых людьми, начинающих интересоваться кайтингом как спортом в наших широтах -

где и как часто можно кататься в Киеве/на Украине?

Так как кайтинг совсем не похож на шахматы и бокс, вопросы места и регулярности действительно являются крайне актуальным, требующими серьезного анализа, агрегации статистики и ее обработки. Дабы иметь возможность заранее планировать траты и поездки, не разочаровывая себя потом по факту несостоявшихся планов, имеет смысл задать этот вопрос прямо СЕЙЧАС.

Исторически так сложилось, что достаточно часто нам приходится оправдываться, мол, родились не в той стране, и родину, как и мать, не выбирают. Эта фраза отлично вкладывается и в общую концепцию украинского кайтинга. Украина, как известно из школьного курса географии, страна с умеренным материковым климатом, ее прибрежная зона достаточно ограничена, да и моря, собственно, Черное да Азовское, внутренние, тоже материковые. Что же делать инвалиду романтики, родившемуся в этой стране с душой кайтера? Неужто обречь себя на традиционную круглосуточную возню с мячом, профессиональный мордобой, ставить очередные рекорды в прыжках с шестом или просто тихо и спокойно разыграть партейку в привычный литрбол? Нафик! Нет! Все не так! Мы не согласны ждать пока наполнят бассейны! Мы боремся за место под ветром! Ведь украинский кайтер - самый изворотливый кайтер в мире!

Для начала давайте определимся с цифрами.

Что нужно для кайтинга?

Прежде всего, конечно, ветер. Кайтсерфинг как событие имеет смысл в среднем от 5м/с. Комфортная каталка на воде с элементами фристайла - это 7-12м/с ровного стабильного ветра. Поверхностный кайтинг (сноу, ленд) можно зачинать от 3м/с. О комфортном ветре в применении к нашим местам здесь тоже говорится в легкой депрессии. Может быть для кого-то будет откровением, но в мире есть места, где от сезона к сезону изо дня в день дует одинаково сильно, стабильно, ветра легко прогнозируются и в следствии этого могут использоваться даже правильно проинструктированным ребенком. Так вот, это вам не про тут. Несмотря на то, что общепринятая статистика показывает среднее увеличение интенсивности ветров в межсезонья (весна-осень) и затихания в сезоны (зима-лето), в частном случае киевского ветра это ровным счетом ничего не значит. Наш ветер раздувается и стихает по совершенно непредсказуемым законам, те жалкие попытки предсказать его скорость хотя бы на несколько дней от GisMeteo, Meteoprog или даже WindGuru (логин:ren пароль:ren13 для входа в список прогноза по украинским спотам) смешны и слабо применимы на практике. В прогнозируемо ветреный будничный день на спот выгоняется дежурный с анемометром и мобильным телефоном, а всем остальным локальным кайтерам приходится в это время активно париться на тему почему же "этот очередной редиска" не отвечает на звонки и СМС, предполагая различные невероятные истории, вплоть до возможного выхода на воду их товарища по нещастью, расшатывая и без того слабую нервную систему кайтера. Интенсивность сквозняков на улицах города практически никак не проясняет ситуацию о реальной силе ветра на споте. А если кто-то когда-то придумает более прогрессивные методы получения моментальных ветровых данных с околокиевских спотов, то по всей видимости память о нем будет навеки воспета в местных кайтерских легендах и сказках.
Теперь коснемся стабильного ветра. Точнее, нестабильного, ибо вышеупомянутого у нас все равно не бывает в сущности. Нестабильность ветра может быть вызвана 2-мя факторами: условиями зарождения ветра и турбулентностью от какого-то объекта (или ряда объектов), создающих ветровую тень. С первым фактором уместно мириться, как японцы мирятся со своими цунами, а американцы уже привыкли к торнадо. Есть только один способ подружиться со стихией - научиться как можно быстрее хорошо и уверенно управлять кайтом, предсказывая и используя природные явления, чтобы перешагнуть через момент растерянности в овладевании кайтингом наших широт. Стремление выжить в таких условиях обостряет необходимость многих полезных (и не очень) навыков и знаний. Например, знаний о том, что сильный ветер под (или перед) черной тучкой это не всегда хорошо, и что когда "чересчур хорошо", то это уже скорее плохо, и т.п. фигни. Второй фактор нестабильности ветра, "турбула" является уже скорее проблемой выбора места под ветер, о которой мы поговорим далее.

Смешно видеть людей, пытающихся кайтить на небольших (порядка сотни метров в диаметре) с крутыми глубокими берегами-оврагами и деревьями по периметру озерах, издали напоминающих большую ванную. Мученик (или любитель уютного безветренного кайтинга, если Вам так будет угодно) таким образом обрекает себя на практически полное отсутствие ветра при старте и непонятные отрывы с поверхности после поднятия змея. По мнению автора, сии мучения оправданы лишь в нескольких случаях:
1. Отсутствие возможности выехать на нормальный спот (практически не оправдание)
2. Промоцией кайтинга или кайта специфическим зрителям (предположительно, женщине), если райдер достаточно опытен, чтобы не сделать все наоборот (антипромо), на что в принципе имеет реальные шансы при таких условиях (слабое оправдание)
3. Ленью, именно с большой буквы (Бесспорно, наиболее весомый аргумент)
Во всех остальных случаях необходимо придерживаться таких правил: для райдинга: непосредственно поперек ветра Вам необходимо порядка несколько сотен метров (достаточен предельный минимум в пару-тройку сотен), Вы должны иметь сотню-вторую метров ниже Вас по ветру (это в том направлении, куда улетает ветер после обдува Вас и вашего змея) из соображений техники безопасности. А вот больше всего пространства, критичного к отсутствию крутых обрывистых берегов, групп деревьев и других крупных объектов (зданий, строений и т.п.) необходимо выделить для ветрового коридора выше Вас по ветру, т.е. для ветра, который только собирается обдуть Вас через несколько секунд. Расстояние до объектов, предположительно создающих турбулентность, выше по ветру должна быть не меньше километра, а в случае крупных объектов (высоких берегов, скал, холмов и групп строений) возможно даже до нескольких километров. Из сказанного следует, что если Вы выходите на водоем, то желаемое направление ветра - вдоль длинного берега (допускается направление ветра под углом в берег) Но не пытайтесь стартовать прямо у крутого берега, густо украшенного высокими тополями, с которого дует. Если даже Вам удастся обмануть себя, то природу все равно вряд ли обманете. Лучшее, на что приходится рассчитывать в таком случае - полная невозможность запуска кайта.

Эссе о цветочках кайтинга практически закончено, но это еще не все условия. Выпейте чайку, выкурите сигаретку, отдохните и возвращайтесь за ягодками.
Допустим, с зависимостью от ветра (точнее, от его слабопредсказуемости) и от объектов (суть - выбор спота под прогнозируемое направление ветра) мы более-менее определились. Что же осталось? А осталось, собсно, главное - выбор спота непосредственно по условиям райдинга. Конкретнее:
Допустим еще раз, нас интересует лендкайтинг, что конечно само по себе показательно. Ну да ладно, обсуждение разумности выбора оставим на следующий раз - для лендкайтинга нужно поле или заброшенный аэродром (с функционирующего Вас выгонят вместе с вашим кайтом в три минуты) без грязи (по крайней мере, без глубокой грязи), не перекопанное, не рыхлое и не слишком пересеченное, открытое с наветренной стороны (см. выше). При всем богатстве выбора под киевом до сих пор было найдено аж одно такое, более-менее удовлетворяющее вышеперечисленным условиям, поле, носящее среди киевских кайтеров историческое название "поле с коровами".
сноукайтинг на киевском мореПод сноукайтинг лучше всего подходит что-то похожее, но, естественно, присыпанное снегом как минимум сантиметров на 50 (что в наших краях, безусловно, большая редкость), либо промерзший на сантиметров 7-10 водоем, желательно припорошенный противоударным (поверьте, будет нелишним) снегом. В отличии от поля (которое по определению обычно ровное и открытое), в случае водоема необходимо выбирать подветренный берег или ветер вдоль берега, как отмечалось выше, т.е., получается, необходимо иметь в запасе как минимум 2 места выхода на большой водоем. Считается, что лед - место повышенной опасности, что обосновывает требования к сноукайтовому айс-споту. Помните, что даже после самых крепких морозов могут найтись аномальные места, слабо покрытые льдом. Например, устья рек и ручьев, места с сильным течением, ареалы дамб, места выброса промышленных стоков и пр. Но при киевских стабильно-средних околонулевых температурах лед становится штукой крайне опасной сам по себе, что подтверждают ежесезонные невольные моржевания наших товарищей-кайтеров. В таких условиях никогда не выходите на лед сами, убеждайтесь в его крепости по акватории катания, трезво выбирайте место с предположительно наиболее стоячей водой, желательно вне города, где температура обычно несколько ниже, вне русл источников и рек. Учитывая весеннее увеличение ветровой активности и делая поправку на возможный кайтотоксикоз (явление, диагностируемое у 99% киевских кайтеров), относитесь к вопросу как можно более строго и ответственно в этот период.
Ну вот, потихоньку подобрались к
кайтсерфингу... Обычно этот вид кайтинга требует открытой воды. Некоторые из наших сограждан предполагают, что необходима теплая вода. Но это не совсем верно - скорее необходима толстая одежда. Просто потому что теплая толстая одежда у нас бывает чаще, чем теплая вода. Теплый гидрик из всего экипа чаще всего приходится покупать первым - такова судьба типичного украинского кайтсерфера. Ну и небольшое, но важное замечание в нагрузку - летом практически не дует. Практически никак. Практически нигде. Поэтому самых больших кайтов может быть мало. Но иногда (изредка) может задуть. Да так, что самых маленьких будет много. Поэтому у наших кайтеров самые широкие линейки балонных кайтов в мире! Ну а дальше все предельно просто - закаляемся, одеваемся, берем побольше разных кайтов и досок и тулим туда, где есть открытые водоемы и прогноз на ветер, выбираем место пооткрытей для ветра (см. выше), желательно на мелководье или с открытым широким пляжем (так проще возвращаться, если навыки еще не позволяют вырезаться) и готовимся хоть как-то кайтсерфить. Вроди как ничего не забыли. Согласитесь, ничего сложного.

Несколько слов об том,

где и как часто ЭТО делают у нас в Киеве

кайтсерфинг на киевском мореКайтинг здесь родился в межсезонье, поэтому лендкайтинг под Киевом - вещь достаточно обычная на выходных. Дует сравнительно часто, зачастую за апрель-май можно выехать раз по 8-12. Место действия - все то же "поле с коровами". Сноукайтинг в силу позднего замерзания водоемов и слабости морозов нерегулярен, больше зависим от состояния наста, чем от ветра. Наиболее комфортное место при хорошем льде - киевское море, но иногда используются даже городские озера, заливы Днепра и Десенки. Кайтсерфинг практикуется в узком сезоне с средины-конца мая до октября в гидротелогрейках, гидровалянках и гидрошапках-ушанках. На воду под киевом за сезон можно умудрится выйти и целых 10 раз, и не выйти вовсе. Наиболее популярные споты киевского моря под разные ветра - пляж Глебовки и пляж за дамбой мимо Лебедевки.
На Украине кайтинг наиболее развит скорее всего все-таки в Одессе, но есть сведения и доказательства обитания кайтеров в Донецке, Мариуполе, Мелитополе, Днепропетровске, Харькове, Севастополе, Керчи, Запорожье, Феодосии, Хмельницком, Виннице и даже Житомире, как это ни трогательно звучит.

Поздравляю - Вы почти осилили это завораживающее чтиво. Не уснули? Тогда

подведем итоги и сделаем выводы:

кайтспот на киевском мореСпотов под Киевом мало, споты маленькие, места всем скорее всего не хватит, тем более что прийдется больше загорать, чем кататься. Зимой лед тонкий, снега мало, а в межсезонье на поле есть шанс добить и доламать все то, что осталось целым после лета и зимы. Именно поэтому киевские кайтеры - самые живучие самые настырные и изворотливые кайтеры в мире, обладающие самыми железными нервами, выдержкой и самым широким спектром оборудования! Эти люди ставят кайтинг выше всех остальных приоритетов, поэтому ко всем своим планам даже на будние дни (а уж на выходные так и подавно) они добавляют "если не задует". Чтобы приобрести матчасть киевский кайтер продаст родину, пятерых детей и тещу в нагрузку. Постоянная борьба с ветром, сном, алкоголем, работой, семьей, и прочими погодными условиями закалила его тело и сердце, оставив нетронутой только романтическую душу. Именно поэтому кайтеры так любимы женщинами, по крайней мере так полагают сами кайтеры.

Вобщем, если Вы хотите стать именно таким мега-кайтером - добро пожаловать в наши ряды! А если хотите просто кататься, кататься по возможности часто, с уважением и заради удовольствия, то все же запланируйте ряд поездок на юг (как минимум, на наш юг), выделите финансы на теплый гидрик, линейку оборудования, выделите отдельно нормальное полноценное время на кайтинг и на обучение. Ибо, как показывает практика, обучение кайтингу, запланированное на ближайшие выходные под прогноз, будет затянуто на неопределенный срок и в лучшем случае закончится все равно в будний день, но уже в следующем сезоне. А главное: ни в чем себе не отказывайте!

Удачи Вам на этом нелегком тернистом пути!