>> Кайт-магазин >> Кайтинг / Типы кайтинга / Типы спортивных кайтов / Кайтинг в Киеве


Существующих конструкций кайтов несчесть. Есть змеи большие, маленькие, стабильные и юркие, инертные и динамичные, отличающиеся по системе управления, принципом и поведением. Но основная идея кайта - использовать ветер. Существуют целый ряд конструкций спортивных тяговых кайтов. Кроме традиционных балонников (U-тип) и парафойлов (принцип параплана), кроме модных и ультрасовременных, но еще недостаточно популярных BOW-кайтах, где взято лучшее из обоих конструкций, существуют арочные парафойлы Питера Линна, paraski, а так же ряды модификаций и доработок, которые качественно отличают того или иного представиля от всего вида.

В этой статье пойдет речь об двух основных типах спортивных конструкций кайтов - парафойл и балонный кайт. Обусловимся, что призводить градацию кайтов по их привязке к снаряду, с помощью которого осуществляется передвижение, неразумно. Ведь кайт цепляется к райдеру, а не к снаряду - помните об этом всегда, а спор что лучше идет лыжнику а что сноубордисту отложим до безветренных дней.

купол кайта парафойлового типаПарафойл - змей парапланерного типа. Этот кайт называют зимним. Но это не значит, что его нельзя использовать летом. Совсем даже наоборот. Этот ярлык был исторически приклеен скорее потому, что противоложный, "летний кайт" прочно обосновался балонником. Основная конструкция парафойла - мешок с воздухозаборником на передней кромке, развернутой к ветру, тщательно и аккуратно привязанный кучей веревочек (подкупольная расстроповка) к райдеру. Основной принцип - под действием ветра мешок наполняется воздухом и создается избыточное довление изнутри на стенки, распрямляя их и в взаимодействии с расстроповкой придавая куполу жесткость. Эту схему Вам наверняка не раз уже приходилось видеть на парапланах или спортивных парашутах (типа "крыло")

Именно кайт парафойлового типа был (или будет) Вашим первым кайтом на обучении, так как особенность конструкции исключает его постоянную и обязательную жесткость, тем самым делая змей безопасней.

Плюсы: минимализм веса и объема; отсутствие необходимости предстартоваой и послепосадочной подготовки; легкий старт/реверс/посадка на жесткой поверхности; высокая безопасность после отцепки (когда Вы отпускаете парафойл, он падает на земь наподобие осеннего листа, так как без натяжения строп жесткость конструкции теряется, следовательно, уменьшается площадь проекции кайта на ветер); цена (обычно парафойл в комплекте дешевле балонного кайта в полной комплектации); устойчивость к повреждениям и сравнительная легкость ремонта.

Минусы: превращение кайта с открытой передней кромкой в мочалку в лучшем случае или в невод в худшем при попадании в воду. НЕ ЗАПЛЫВАЙТЕ ЗА БУЙКИ на доске! - Вам придется возвращаться вплавь, если Вы там уроните змея. Именно по этой единственной причине скорее всего и придумали балонники. Именно по этой же причине парафоил называют "зимним" - процент пользующих парафойл на воде достаточно невелик. Но имеет смысл отметить, что в природе существуют клапанные парафойлы, призванные бороться с водой путем систем клапанов, запирающего воздух изнутри и не позволяющих залить внутреннюю полость водой. Например, флагман производства таких кайтов "Flyserfer.De" выпускает настолько технично проработанные кайты, что их можно перезапускать даже в мокром состоянии, просто разложив тряпочку по воде. Но в противовес выбру этого казалось бы идеального кайта говорит его цена, в среднем в полтора раза превышающая цену на рядовой балонник с аналогичными характеристиками - за качество приходится платить.

купол балонника 

Балонный (в наших широтах их еще называют летними, хотя в том же Египте такое название уже не звучит ;) кайт, он же надувной, надувастик и иже с ними. Однослойный каркасный змей, жесткость конструкции приобретает за счет каркаса из надутых перед стартом балонов (обычно одного U-образного переднего большого и 5-ти, иногда 3-х или 7-ми нервюрных поперечных поменьше) и сохраняется до тех пор, пока Вы не спустите его или он не спустит воздух сам в следсвии повреждения. Не имеет подкупольной расстроповки, стропы крепятся к уголкам кайта за счет чего получается его достаточно глубокий прогиб арочности. Именно по этой причине не принято сравнывать тождественно площади парафойловых и балонных кайтов - ведь эффективная площадь, т.е. площадь проекции на ветер у них различная за счет различной геометрии купола. Обычно при одних и тех же размерах в разложенном на земле виде надувной кайт имеет эффективную рабочую площадь в 1,3-1,8 раз меньше, чем кайт парапланерного типа.

Плюсы: Пока не спустят балоны, этот кайт пролежит на воде хоть вечность, и это сильный аргумент! Ленивый люд еще обычно радуется отсутствию пугающей неискушонного подкупольной расстроповки, аргументируя это веским "не люблю", но на самом деле при отсутствии боязни к стропам особого преимущества в этом не чувствуется.

управления кайта ручкамиМинусы: Балонник больше и тяжелее парафойла за счет внутренних вставок из полимерных материалов, укреплений и карбоновых лат. К тому же к нему в комплекте обязательно идет насос, призванный обеспечить предстартовую подготовку змея, на которую (опять таки минус) теряется драгоценное время. В сильный ветер достаточно проблематичнен самостоятельный старт/посадка , а в слабый - несколько напряжен рестарт с воды без дополнительной 5-ой стропы. Сохранение постоянной жосткости змея при расчековке тоже может сказаться негативно - без страховки конструкция укатится по волнам; сравнительно высокая цена кайта и его ремонтов. О последних - надувной кайт бьется. Об воду, снег, еще лучше об землю, а идеально - об колючие предметы на земле. И хотя, если его здорово не ронять, то катать с надувастиком можно отлично и по земле и по снегу, все же будьте с ним поакуратней.

Немного про системы управления

(имеются ввиду четорехстропные кайты как наиболее распространенные, стандартная длинна строп 25-30м)

Ручки - актуально только для парафойлов. Передний (тяговый) ряд строп крепится на верхние точки ручек, задний (он же клеванты, брейки) - соответственно, на нижний. Две ручки соеденены меж собой шкотиком, накинутым в рабочем положении за крутящийся ролик крюка трапеции. Управление кайтом происходит как показано на рисунке справа. Вместе с динамичным вытянутым куполом большого сайза ручки становятся незаменимым снарядом добычи тяги для перемещения на лыжах практически из ничего (от 1 м/с) Кайты на ручках незаменимы для марафонских гонок и тех райдеров, которым больше интересно покорять горизонтальные пространства, чем трехмерные. Амплитуда работы ручек обычно больше, чем планки, а разворот купола осуществляется без его гашения, как в депаверной системе. Это положительно сказывается на добыче тяги на дистанции, но негативно при ошибке фристайлера, взявшегося фристайлить на таком куполе. Примитивна система экстренной расчековки - нужно подтянуться на ручках, чтобы уменьшить натяжения шкотика и скинуть его с блока (существуют и более продвинутые страховочные системы, но об них не сегодня)

кайтовый бар (планка)Планка с дипауэрной системой - изначально применялась на 4-х стропных надувастиках, сегодня нашла широкое применение и на парафоильных куполах. Передний ряд строп (тяговый, нагрузочный) сходится в одну точку и крепится к крюку трапеции через депауерную систему и страховочно-отцепочный механизм (карабин, чикинлуп), а к свободно ходящаей на этих стропах планке по краям закреплены стропы задних, клевантовых концов. Именно ими управляется змей в такой схеме.
В балонных кайтах, как упоминалось выше не имеющих подкупольной расстроповки в принципе, передние стропы (от страховочной системы) крепятся банально к передним углам кайта, а задние (от краев планки), соответственно, к задним. По ощущениям реакция балонного кайта немного реактивней, но идея та же - управление куполом осуществляется в традиционной для парапланов и парашутов схеме: неизменная длинна несущих основную нагрузку передних строп и изменяемая - задних, приводящая к заломке края купола, что и провоцирует в свою очередь его разворот. Процесс этот приводит к некоторой потере скорости кайта, и потому динамическая тяга дипаверного кайта на развороте намного меньше, чем ручечного.

Роль дипауера в этой системе - легкость изменения в процессе катания угла проекции кайта на ветер (угла атаки) за счет удлиннения/укорачивания передних строп. Такая схема управления совместно с соответствующим кайтом создают обычно стабильную, легко управляемую и допускающую небольшие оплошности систему. При затянутом триммере и отпущенной планке (максимальное отношение длины задних строп к передним) кайт в такой системе имеет минимальную ветровую прекцию и достаточно стабильно держит край окна даже при очевидном "передозе"


Выводы: Если у Вас нет стеснений в средствах, и Ваши вкусы еще не сформировались в неприклонное мнение "от гуру", то, конечно, не имеет смысла жестко экономить и искать экзотики - для воды нужно брать балонные кайты, а для снега - парафойлы, причем, чтобы не переучиваться, оба варианта кайтов с дипауерным управлением на планке. Благо, на рынке Украины уже широко представлены такие бренды как Naish, SlingShot, Gaastra и наш Aeros, причем как балонного, так и парафойлового типа. Катание на земле я рассматриваю как некомфортную диковинку, ну разве что баггинг - исключение . А стремиться следует к двум-трем кайтам в линейке минимум, ибо ветрА в "неньке" дуют непредсказуемые и долгожданные, по большей части слабые.
Если бюджет все таки просит пощады, то поначалу определитесь со стилем и средством скольжения/перемещения, а потом свяжитесь - возможно имеет смысл на чем-то так или иначе секономить, подобрать парафойл на ручках или бу комплект.
Ну и конечно же мы будет рады показать все эти небесные игрушки именно там, где им и надлежит быть - в небе. Связывайтесь, общайтесь, подъзжайте - добро пожаловать в мир кайтинга!